Вряд ли кто не знает, что есть такие особенные окна — слуховые. Но, мало кому известно, почему они так называются. В своем словарном фолианте Владимир Даль дал толкованию слуховому окну, как «слух в кровле» и рядом пояснил, что сам не очень понимает этот термин: «Что можно слушать на чердаке?» Но, интересно и то, что в этой же работе Даль приводит словосочетание — «слухи ветром носит». В старину маленькие открытые окна были в помещениях для прислуги, и хозяева могли подслушивать, о чем разговаривает простой люд. Обрывки фраз доносил ветер.
Другая легенда говорит, что на строительстве московского Манежа, возводимого в 1817 году в честь ознаменования победы над армией Наполеона, работала артель крепостного по фамилии Слухов. Талантливый мастеровой возводил добротные крыши. Его кровельные работы были известны повсеместно.
Первоначально на крыше Манежа и фронтонах не было окон, чердаки не проветривались. В знойный летний день помещение сильно нагревалось, и горячий воздух деформировал деревянные потолочные перекрытия и крышу. Узнав о проблеме, император Александр I повелел в кратчайший срок переделать крышу. Тут и пригодились уникальные способности Слухова. Он нашел выход, проделав на скате несколько окон для поступления на чердак прохладного воздуха. В дальнейшем такие окна в крыше стали называть по фамилии крепостного мастера — слуховыми.
Но, проветривание это не единственная функция слуховых окон. Они влияют на уменьшение давления на потолочные перекрытия. Балки с трудом выдерживают тяжесть пролета, особенно, если он большой, и могут прогнуться или обрушиться. Сильный сквозняк формирует над перекрытием зону с пониженным давлением. В результате нагрузка на балки уменьшается, что позволяет избежать весьма опасных ситуаций.
Еще одно французское название у слухового окна — «люкарна», что значит мансардное окно. Раньше мансарды были излюбленным недорогим жильем студентов, поэтов и художников. В романе «Три мушкетера» Дюма своего главного героя д’Артаньяна поселил в Париже тоже в мансарду. В последние время отделка чердачных помещений под жилые комнаты набирает все большую популярность.
При возведении скатных крыш современные строители тоже устанавливают слуховые окна. Они выполняют три функции: проветривание, выход на кровлю, и освещение мансарды. Существуют четыре основных вида слуховых окон: с двускатной крышей, с трехскатной и плоской крышей, и циркульные. Применяются те же кровельные материалы, что и для крыши. Окна могут быть любой формы, безрамные или с частыми переплётами, с выходом на балкон, так как фронтон здания нередко украшает небольшая лоджия или балкон.
Для улучшения тепловых характеристик и созданию необходимого светового режима в мансарде устанавливают рольставни. Они монтируются чаще на прямоугольные, дуговые, овальные или треугольные оконные проемы. Это могут быть модели с автоматическим или ручным управлением. Цветовое разнообразие изделий позволяет использовать рольставни как для классического оформления дома, так и для создания авангардных идей. Более того для большего комфорта, рольставни с автоматическим приводом можно подключить к системе «умный дом».
Существует особый стиль отделки мансард — «лофт», который пришел в Европу из США в середине двадцатого века. В это время центральную часть Нью-Йорка стали освобождать от складов и промышленных предприятий. Пустые здания переделывались под недорогие квартиры или магазины. Просторные помещения высоко под крышей начали переделывать под студии и галереи, в которых охотно селились художники и другие представители творческой богемы. В переводе с английского «loft» значит «чердак». Так появился особый стиль очень схожий со стилем французских мансард.
Все меняется, в том числе и терминология. Не удивительно, что сочетание «слуховое окно» выходит из обихода и скоро останется только в романах о событиях прошлого века или в старинных книгах.